Дикая охота короля Стаха |
«Дзiкае паляванне караля Стаха» - красивая мистическая повесть Владимира Короткевича. Моё очень недолгое преподавание белорусской литературы в школе неизменно озарялось уроками «по Короткевичу», его произведения всегда «проходили» на одном дыхании, и особенно – «Дзiкае паляванне». Короткевич - единственный из писателей обратился к истории Великого княжества литовского - запретной теме советской, да и русской истории... И еще мне было приятно и до сих пор как-то удивительно, что с детства я знала автора в кругу отцовских друзей.
Когда-то ещё при подготовке к урокам я пыталась найти объяснение распространенному в Европе символу «дикой охоты» - но само это поверье о шествии мёртвых по воздуху и до сих пор остается для меня непонятным... Тут и вправду смешались в кучу кони, люди … и собаки: взбесившаяся символика разных времен, наций, религий, такой всеевропейский шабаш… или священнодействие %)
Образ-символ известен по всей германской и кельтской Европе. Наверное, в основе - штормовые ночи бога Одина (Wodan,Wotan, Odin), который во главе всадников скачет по небу со сворой лающих собак. Один - глава войска, состоящего из населяющих Вальхаллу погибших воинов. В этой ипостаси Один предстает как бог мертвых.
А вот как Тацит описывает внешний вид вполне реальных древнегерманских воинов: "свирепые от природы, они с помощью всевозможных ухищрений и используя темноту, добиваются того, что кажутся еще более дикими: щиты у них черные, тела раскрашены; для сражений они избирают непроглядно темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище; ведь в любом сражении первыми должны быть побеждены глаза"… такая вот древняя игра в «Дикую Охоту», интересно, что во всех дальнейших, письменно зафиксированных сказаниях из разных стран – категорический запрет: на Охоту - нельзя смотреть. И везде - встреча с Охотой сулит людям несчастья и беды, болезни и смерти. Появляется в окружении мертвых воинов сам Охотник, которого легенды и предания описывают по-разному: с рогами на голове, с черепом вместо лица или без лица вообще. И повсюду Охоту сопровождает свора псов, наводящих ужас на людей и животных.
А по христианской версии, Охота близка к всадникам апокалипсиса, где жертвами становятся души неправедных. После Реформации и упразднения протестантами Чистилища Дикая Охота стала преследовать некрещеных умерших, особенно детей. Некрещеных нельзя было хоронить в освященной земле, их хоронили в северной части церковной ограды, где они и становились забавой для собак Дикой охоты, которые гнали их в ад.
Интересна связь Дикой Охоты и ее предводителя с оборотничеством и карнавалом. Одина часто изображают на коне – «задом наперед», выбор для карнавала имени Арлекин– предводителя Дикой Охоты тоже непонятен… Тут же вспоминается древний символ «Погоня» - когда-то государственный символ ВКЛ и не так давно - Беларуси … кого и куда там гонит всадник – неясно… и до 15 века всадник тоже сидел там задом наперед.
Еще интересна сама «северность» Дикой Охоты, какая-то замороженность. Цветаева писала об этом так «Исконная и северная Wilde Jagd (дикая охота) сердца, которого в своей простоте не знает - и не может знать - латинская раса.» И действительно – обычно легко и непринужденно «выводящие» по индоевропейской дорожке из мифологических и символических хитросплетений Топоров и Генон (особенно в паре хороши!)) – тут как-то невнятны и избыточно абстрактны…
И что делает эта страшная и такая непонятная Дикая Охота – на белорусских болотах, тоже загадка… Ни германцев, ни кельтов там не видать – i не бачылi нiколi. И даже в последнюю войну германцы обошли эти болота подальше…
И почему Короткевич использовал этот символ? Беларускiя лiтаратуразнауцы заусёды казалi мне, што не трэба шукаць тое, чаго няма. А, наогул, «Дзiкае паляванне караля Стаха» - проста казка такая, цiкавая и рамантычная. Но ведь у Короткевича есть и роман «Каласы пад сярпом тваiм» (Колосья под серпом твоим) - где евангельская метафора жатвы раскрыта на материале шляхетского восстания Кастуся Калиновского… эх, это вообще запредельная для советского времени задачка.
Так или иначе, как бы это глупо не звучало - метафора «Дикой охоты» в «Дикой охоте короля Стаха» остаётся непонятой… Тема – не раскрыта). И может быть, когда-нибудь…
А пока - просто цитата
"Але яшчэ і зараз я часам бачу ў сне сівыя верасовыя пусткі, чэзлую траву на паверхні прорваў і дзікае паляванне караля Стаха, якое скача па дрыгве. Не бразгаюць цуглі, моўчкі сядзяць у сёдлах прамыя постаці коннікаў. Вецер развейвае іх валасы, плашчы, грывы коней, і самотная гострая зорка гарыць над іхнімі галовамі. У жахлівым маўчанні шалёна скача над зямлёю дзікае паляванне караля Стаха. Я прачынаюся і думаю, што не прайшоў ягоны час, пакуль ёсць цемра, голад, нераўнапраўе і цёмны жах на зямлі. Яно – сімвал усяго гэтага. Хаваючыся напалову ў тумане, імчыць над змрочнай зямлёй дзікае паляванне."
перевод
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |